Почему маяковский говорил я себя под лениным чищу
Гаспаров М. Писать об идиостиле Маяковского и легче, и труднее, чем об идиостиле любого поэта. Легче, потому что первопроходческая работа здесь уже сделана, а труднее, потому что теперь от исследователя можно требовать больше точности и подробности, чем на первых шагах.
Из поэмы «Владимир Ильич Ленин»
Мощным патетическим аккордом в творчестве Маяковского прозвучала поэма "Владимир Ильич Ленин". В литературе, как и в любой сфере человеческой жизни, бывают события, которые не только остаются в памяти поколений, но и имеют свое продолжение. Таким событием стала поэма "Владимир Ильич Ленин". Она длится во времени, оставаясь прекрасным поэтическим творением для читателей новых и новых поколений и остается высочайшей мерой органического слияния искусства и политики в создании поэтической Ленинианы на протяжении многих десятилетий.
Небывалые события первых советских лет заставляют искать форму для их увековечения, и русская поэма переживает свой последний на сегодняшний день большой расцвет. В раннесоветском поэтическом эпосе, исключительном по своей мощи, формальные открытия модернизма сочетаются с мессианским посылом: если у Блока во главе отряда из двенадцати красноармейцев шествует Христос, то у Есенина и Маяковского новым богом становится человек; характерно, что России, породившей этого Человека, всякий раз противопоставлена капиталистическая Америка. Прямой революционный пафос выдыхается уже к концу х; после смерти Ленина возникает соцзаказ на персоналистский эпос, а такие новаторские тексты, как «Торжество земледелия» Заболоцкого, оказываются маргинальными. Небольшая поэма в двенадцати главах рассказывает о красном отряде, патрулирующем улицы революционного Петрограда. Двенадцать красногвардейцев стремятся держать чёткий революционный шаг, но стройность шествия постоянно нарушается — встречей с напуганными горожанами, внезапной и кровавой развязкой любовной драмы и, наконец, самой стихией вьюги, в которой Двенадцать встречают совершенно неожиданного и поразительного Тринадцатого.
Перцов В. Отделение литературы и языка. Это было страстное выступление поэта против осквернения любви пережитками капитализма.